Москва решила  отреагировать на сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик  экономическими санкциями. Как и предполагал "Ъ", со вчерашнего дня под  тотальный контроль поставлен весь импорт турецкого продовольствия.  Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству срочно  разработать комплекс ограничительных мер в отношении турецких компаний,  которые ведут бизнес в России. Больше всего из них могут пострадать  застройщики, производители автокомпонентов и ритейлеры. Возможно, могут  быть пересмотрены и планы по строительству газопровода "Турецкий поток",  и атомной электростанции "Аккую".
О возможном пересмотре крупных  инвестконтрактов с турецкими копаниями заявил вчера Дмитрий Медведев. В  Белом доме "Ъ" пояснили, что сводить предложения министерств будет  аппарат правительства, а работу по второму блоку ограничений поручено  курировать первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Уже в понедельник  конкретные предложения, возможно, будут обсуждаться на совещании у  премьера.  
             
            Реакцию российских властей в отношении Турции  можно разделять на две группы. Первая — это контрсанкции, которые  Москва уже применяет, в частности, к ЕС и ряду стран, поддерживающих  западные санкции против России. Этот механизм включает ограничения на  поставки продовольствия. Новшеством же для России является вторая группа  мер — де-факто это санкции, аналогичные введенным по отношению к России  со стороны ЕС и США, то есть запрет на финансовые и внешнеторговые  операции турецких компаний и сворачивание инвестконтрактов. Механизм  установления ограничений зафиксирован в принятом в 2006 году законе "О  специальных экономических мерах". "Закон позволяет установить запрет на  осуществление связей с турецкими компаниями, но запрет ведения  экономической деятельности российским организациям, которыми владеют  турецкие компании и граждане, маловероятен, так как эти компании созданы  по российскому праву и находятся в российской юрисдикции",— указывает  партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. "Кого захотят власти  ограничить, тот и попадет под запрет. Например, могут объявить, что для  целей закона под иностранными компаниями понимаются и их дочерние  структуры в России",— говорит на условиях анонимности еще один юрист. 
Свобода передвижения 
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не  исключает, что могут быть пересмотрены планы по строительству  газопровода "Турецкий поток". Сразу после инцидента с российским  бомбардировщиком высокопоставленные источники "Ъ" уже говорили, что  большинство совместных бизнес-проектов будут остановлены или заморожены:  тогда кроме "Турецкого потока" речь шла и о строительстве АЭС "Аккую"  (по данным "Ъ", по этому проекту структуры "Росатома" пока не получали  каких-либо указаний).  
Вчера господин Улюкаев не исключил, что  возможны ограничения на авиасообщения с Турцией и даже закрытие  российских портов для турецких перевозчиков. В этом случае Россия может  лишиться крупнейшего иностранного перевозчика — Turkish Airlines  выполняют еженедельно 88 рейсов из Турции в десять городов России. В  пресс-службе Turkish Airlines "Ъ" сообщили, что компания подчиняется  всем международным и внутренним требованиям, решениям и процедурам  властей. Пока перевозчик продолжает работать в России. 
Крупным игроком на российском рынке морских и  речных перевозок является турецкая компания Palmali. В российском офисе  "Ъ" пояснили, что ООО "Палмали" зарегистрировано в Ростовской области,  учредителем является европейская компания (согласно ЕГРЮЛ, учредитель —  Palmali Holding Co. Ltd, зарегистрированная на Мальте), судов, ходящих  под турецким флагом, у компании нет. 
Кто пострадает 
По данным руководителя автомобильной практики  в СНГ E&Y Андрея Томышева, в России автокомпоненты поставляют 15  турецких компаний. В турецкой Martur (выпускает в Ульяновске  автомобильные кресла) сообщили "Ъ", что сейчас компания планирует  увеличение производства, "строго исполняет российское законодательство" и  "после выхода постановления (об ограничениях.— "Ъ") будет его  выполнять". При этом источники "Ъ" среди производителей рассказали, что  Минпромторг запросил их о номенклатуре турецких контрагентов и  возможности их замещения или локализации. Собеседники "Ъ" на заводах  отметили, что необходимость немедленного замещения автокомпонентов  неизбежно ведет к остановке производства как минимум на несколько  месяцев. Кроме того, для российских автопроизводителей есть риск  лишиться не только локализованных турецких поставщиков, но и импортных  запчастей из Турции, объем которых довольно существенный. По данным  Турецкой ассоциации экспортеров автопрома, в 2014 году экспорт  транспортных средств и автокомпонентов составил $0,8 млрд, из них на  компоненты пришлось $0,44 млрд. Так, собеседники "Ъ" на рынке отмечают,  что с проблемами могут столкнуться практически все автозаводы, включая  АвтоВАЗ, Renault и КамАЗ.  
На российском рынке производства  продовольствия нет крупных турецких компаний, рассказали опрошенные "Ъ"  представители отраслевых компаний. Хотя Турция является крупнейшим  поставщиков в Россию томатов и цитрусовых. За десять месяцев этого года  Турция ввезла в Россию продовольствия на $1 млрд. Но поставки  продовольствия из этой страны в ближайшее время, как и предполагал "Ъ"  вчера, будут ограничены. 
Если запрет на работу турецких компаний  вступит в силу, то c российского fashion-рынка может уйти сразу  несколько крупных международных брендов. Так, американские сети Gap и  Banana Republic в России развивает турецкий Fiba Holding, он же  управляет сетью Marks & Spencer. В Fiba от комментариев отказались. В  России также работают Eroglu (бренд Colin's и 95 магазинов Mexx), lC  Waikiki (11 одноименных магазинов), сеть Koton, бренды ADL (Adilisik). В  середине ноября на российский рынок вышел еще один турецкий ритейлер —  DeFacto, открыв первые три магазина. Производитель бытовой техники Beko  (входит в Koc Holding) и производитель текстиля "Тач текстиль",  принадлежащий турецкой Arzum, от комментариев отказались. В России  присутствует также турецкий производитель Sisecam (его локальной "дочке"  "Русджам" принадлежит пять стекольных заводов, выпускающих бутылки для  напитков). В Carlsberg сообщили, что в российских закупках стеклотары  доля продукции "Русджам" всего 5-10%.  
По данным Nielsen, на российском рынке пива  турецкая Anadolu Efes (бренды Efes, "Старый мельник") по итогам девяти  месяцев 2015 года с долей рынка 13,3% занимала второе место после  Carlsberg ("Балтика", Holsten). Представитель Efes Rus Павел Филиппов  сообщил, что компания рассчитывает на взвешенную позицию российских  властей.  
В России работают как минимум пять банков, в  числе акционеров или бенефициаров которых значатся турецкие структуры  или граждане Турции. Крупнейший из них — Кредит Европа банк. По  информации на сайте банка, конечным бенефициаром (99,9% акций) является  Хюсню Мустафа Озйегин. Объем привлеченных банком от граждан средств  составляет 11,3 млрд руб. В Кредит Европа банке так же, как и в  остальных четырех банках с турецким капиталом, от комментариев  относительно текущей ситуации отказались. "Скорее всего, ограничение  деятельности банков с турецким участием в России будет применяться  только как крайняя мера и в том случае, если первый шаг в виде давления  на Denizbank (турецкая "дочка" Сбербанка.— "Ъ") будет сделан со  стороны Турции,— указывает начальник аналитического отдела ИФК "Солид"  Олег Шагов.— Если ограничить свою деятельность в Турции придется  Denizbank, это отрицательно скажется как на турецкой финансовой системе  (банк входит в топ-10 турецких банков.— "Ъ"), так и на Сбербанке". На Denizbank приходится примерно 10% активов группы Сбербанка. 
Больше всего ограничения могут коснуться  рынка строительства. По данным нескольких источников "Ъ" в отрасли, на  долю турецких компаний приходится около трети всех строительных работ в  России. По данным турецкого издания Т24, общий оборот 2 тыс.  застройщиков этой страны за границей превышает $60 млрд, из которых на  российский рынок приходится почти 10%. Крупнейшим застройщиком в России  среди турецких компаний является Enka. Основатель холдинга Шарык Тара  занимает седьмое место в рейтинге Forbes "Короли российской  недвижимости 2015" с доходом $412 млн. Представитель этой компании  заявил, что в России холдинг работает через местную "дочку".  Rennaissance Construction, которую на рынке считают турецкой, создана в  России. По словам ее гендиректора Андрея Власенко, в своей работе она  использует инженеров и рабочих из Турции. "Пока мы работаем по-прежнему,  но понимаем, что ситуация может измениться в любой момент",— отмечает  он. Представитель офиса турецкой группы Odak в Казани надеется, что до  крайних мер не дойдет: "Это политика, а последствия возникнут, прежде  всего, для обычных людей". В "Пронто Медиа Холдинге" (через голландский  TME принадлежит турецкому Dogan Yayin) надеются, что обострение  отношений между Россией и Турцией не скажется на их работе. В России  холдинг развивает сайты irr.ru под брендом "Из рук в руки" и job.ru.