Обыкновенная лисица, как и следует из ее видового названия, — один из  самых привычных диких спутников людей. Лисы и люди питают друг к другу  взаимный интерес, и вот в чем он заключается.
 	Распространены в Северном полушарии от тундры до полупустынь,  акклиматизированы в Австралии. Фенотип очень вариабелен, вид включает в  себя 40–50 подвидов. Моногамны, щенки появляются (в средней полосе) в  апреле-мае, пара заботится о потомстве до поздней осени.  Специализируются на мелких грызунах, но в рационе присутствует до 400  видов различных животных и растений.
Лисица и виноград: хищник-оппортунист
 	Больше всего в людях лисицы ценят… мышей. Когда человек преуспел в  сельском хозяйстве настолько, что стал делать запасы, зернохранилища  буквально наполнились писком тысяч грызунов, не только объедавших нас,  но и переносивших опасные заболевания. Для избавления от этой напасти  примерно 10 000 лет назад на Ближнем Востоке люди одомашнили кошек. В  Западной Европе экспериментировали с ручными генеттами (из семейства  виверровых) и хорьками, пробуя приспособить их к мышиной охоте. Но дикие  лисицы тоже помогали в битве за собранный урожай, причем по собственной  инициативе. Между прочим, лисица — самый крупный специалист по мелким  грызунам. В удачный день она съедает их до полутора десятков: столько  же, сколько кошка, хорек и генетта, вместе взятые. Да, при случае лиса  не упустит возможности задавить курицу или кролика, но посмотрите в ее  честные золотые глаза — пришла она к вам совсем, совсем не за этим.
Лиса — хищник-оппортунист: готова съесть все что угодно, лишь бы размер  был подходящим. Несмотря на сказки, зайчатина занимает хорошо если  процентов пять в лисьем меню. На самом деле бoльшую часть ее рациона  составляют насекомые, в том числе сельскохозяйственные вредители:  майские хрущи, саранча, кузнечики и различные жуки (плюс бабочки, черви,  лягушки и рептилии). На севере лисы едят ягоды, в южных районах любят  пройтись по бахче в поисках лопнувших дынь и арбузов, а также проредить  виноградные грозди, что нашло отражение в почти документальной басне  «Лисица и виноград».
Кстати, о баснях. У ворон, вернее птиц семейства врановых, с лисицами  действительно непростые отношения. Сороки и вороны, с одной стороны,  помогают лисице, предупреждая криками об опасности, с другой — этим же  криком выдают, где она прячется. И лисица для них тоже союзник и враг  одновременно: может, вороне перепадут остатки ее ужина, а может, ворона,  ее яйца или птенцы сами пойдут лисе на ужин.
А вот кто лисиц однозначно не любит, так это галки. Они даже устраивают  им настоящую коллективную травлю. В описании австрийского этолога  Конрада Лоренца это выглядит так: лисица делает попытку охотиться на  галок, но те, вместо того чтобы разлететься, собираются в стаю и с  криками начинают ответно атаковать. Лиса смекает, что вместо обеда ей  сейчас перепокажут хичкоковский триллер «Птицы», и пускается наутек. Но  не тут-то было. Галки несутся по пятам и изводят ее оглушительным  криком. Возможно, именно эта картина подсказала древним грекам сюжет  мифа об эриниях, крылатых богинях мести, которые преследуют души  грешников в загробном мире и сводят их с ума своими воплями.
 	И о загробном мире: падалью лисы тоже не брезгуют, тем более в голодное  время. Но золотой стандарт лисьей диеты — мелкие грызуны и  насекомоядные. Мышкующая лиса — великолепное зрелище, особенно зимой.  Слух и обоняние у нее развиты так хорошо, что позволяют засечь грызуна  под полуметровым слоем снега. Из всех псовых лисы наиболее азартны и  эмоциональны. Поэтому неудивительно, когда мышкующая лиса ведет себя как  токующий тетерев, — увлекается настолько, что напрочь забывает о  собственной безопасности. В это время даже человек может подойти к ней  (с подветренной стороны) почти вплотную.
Бесподобный мистер Фокс: опасный шарм
 	Люди сокращают природные ареалы животных, но многие виды принимают  ответные меры и синантропизируются, то есть приспосабливаются жить рядом  с человеком и желательно за его счет. Лисы в этом преуспели.
Особенно в Англии. Затравленные высокородными британцами и их  породистыми псами робкие и осторожные звери теперь, после запрета охоты  на них, осмелели, в открытую терроризируют окраины и все увереннее  хозяйничают в центре Лондона. Потрошат помойки, забираются в дома и  магазины, воруют еду, нервируют собак и воюют за территорию с местными  кошками. В Лондоне сейчас постоянно живут около 10 тысяч лисиц. Часть  горожан возмущается и требует навести порядок, но большинство не имеют  ничего против и даже находят в этом историческую справедливость. По  данным Channel-4, 86 % лондонцев относятся к лисам положительно, а 10 %  регулярно их подкармливают. Благо из-за островной изоляции в Англии нет  бешенства, которое иногда переносят лисы на материке.
 	Но даже не отличающиеся бешенством английские лисы все равно остаются  ужасными грязнулями, как и их родичи во всем мире. В Бирмингеме лисицы  развели такую антисанитарию разорением помоек, что ветеринарная служба  города с помощью охотников отловила более сотни хулиганок и отвезла их в  отдаленные леса. Очень скоро все они вернулись!
 	Активное наступление рыжих синантропов идет по нескольким фронтам: в  Европе, Америке и Канаде, России. Лис с лисятами регулярно видят в  Москве, в Сокольниках и Лосином Острове, по ночам они охотятся на спящих  голубей в Красногорске и Одинцово… Отношение городских жителей к такой  экспансии двоякое. С одной стороны, дикие лисы придают городам природный  шарм, с другой — разносят болезни. Бешенство среди них самое опасное,  но и самое редкое заболевание. Проблема поважнее — чесотка и гельминты,  которые от лис передаются собакам, а потом и человеку. Чтобы избежать  этого, в Швейцарии, например, городским лисам подкладывают приманки,  нашпигованные… лекарствами от глистов.
 	Однако город все же не самая уютная среда для лис. Они гибнут из-за  столкновения с автомобилями, болезней, отравлений и стычек с собаками.  Средний срок жизни «понаехавших» лис всего 1–2 года против 3–4 для  лесных и сельских. Поэтому наш город для лисицы — промежуточный этап. Ее  конечная цель — наш дом.
 	КТО ЗДЕСЬ?
 	Жизнь в коммуналке
 	Человек живет в окружении существ-синантропов, среди них есть и  теплокровные, и насекомые, и даже растения. Синантропы — это все живые  существа, образ жизни которых неотъемлемо связан с человеком и его  жильем. Например, это рыжие и черные тараканы, сизые голуби, серые и  черные вороны, а также крапива, дурман, белена, василек и еще целый ряд  растений. Ближайшим аналогом городских лис являются бродячие собаки и  кошки. В Рио-де-Жанейро эту нишу заняли обезьяны игрунки, фактически  заполонившие город и выдавившие оттуда других обезьян: поэтому ни один  житель Рио никогда не оставит открытое окно без присмотра. Однако есть и  куда более опасные синантропы: например, в местах, где поблизости много  медведей, категорически запрещено оставлять мусор без присмотра, чтобы  мишки не привыкли к даровой еде — ведь медведь-синантроп забавен только  на картинке.
Братец Лис: искусственный отбор
 	В 1950-х годах ученые новосибирского Института цитологии и генетики во  главе с Дмитрием Беляевым начали уникальный эксперимент по  экспресс-одомашниванию дикой лисы. По версии ученых, на заре  человеческой истории главным критерием искусственного отбора диких  животных было дружелюбие по отношению к человеку. Ученые собрали по всем  звероводческим хозяйствам страны самых дружелюбных и неагрессивных  особей. Из их потомства отобрали самых нежных и ласковых. И еще раз, и  еще.
 	Через некоторое время в распоряжении генетиков оказалась линия ручных  лис-компаньонов: игривых, ласковых и совершенно не боящихся людей. Они и  внешне отличались от дикой формы и контрольной группы: у лисиц  появились так называемые генетические маркеры доместикации: висящие уши,  закрученный баранкой хвост, длинная волнистая шерсть, белые отметины:  «звездочка» на лбу, чулки на лапах и всевозможные белые пятна на шкуре.  Генетики считают это фенотипическим проявлением пониженного уровня  тестостерона, связанного с агрессивностью, и кортизола, связанного со  стрессом.
 	Эксперимент оказался очень удачным: лисы стали полноценными домашними  животными, хоть и весьма шкодливыми и неугомонными (а вот качество меха у  них ухудшилось). Продают лисят исключительно после стерилизации, чтобы,  во-первых, исключить размывание уникальной породы, а во-вторых,  избавить хозяев от прелестей лисьего гона. Потому что и без этого,  поверьте, жизнь с домашней лисицей не покажется скучной.